ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

(с небольшими сокращениями цитируются статьи из Большой Советской энциклопедии)

Манифест 17 октября 1905 "Об усовершенствовании государственного порядка", манифест Николая II, опубликованный в дни Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905, когда установилось временное равновесие борющихся сил и "царизм уже не в силах подавить революцию", а "революция еще не в силах раздавить царизм" (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 12, с. 28). М. был подготовлен С. Ю. Витте, считавшим конституционные уступки единственным средством сохранить самодержавие. В манифесте было обещано "даровать" народу "незыблемые основы гражданской свободы", неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов; привлечь ("в меру возможности") к выборам в Государственную думу те слои населения, которые были лишены избирательных прав (главным образом рабочие, городская интеллигенция); признать думу законодательным органом, без одобрения которого никакой закон не может войти в силу. 19 октября была проведена централизация высшей исполнительной власти. Новое правительство, Совет Министров возглавил Витте. Д. Ф. Трепов был уволен в отставку. Министром внутренних дел вместо А. Г. Булыгина стал П. Н. Дурново. 21 октября правительство объявило вынужденную политическую амнистию. Затем была отменена предварительная цензура печати (24 ноября 1905 и 26 апреля 1906). Началась подготовка нового избирательного закона (утвержден 11 декабря 1905).

Либеральная буржуазия встретила М. ликованием. Объявив цель революции достигнутой, либералы ориентировались лишь на законодательную деятельность в думе. Произошла политическая консолидация буржуазии, завершилось оформление партии кадетов, возник "Союз 17 октября" и другие партии. Одновременно при поддержке правительства активизировалась реакция. Создавались черносотенные организации, разжигалась национальная вражда, организовывались убийства революционеров, погромы.

Большевики разоблачали лживость обещаний царя, предупреждали, что М. - маневр правительства, вынужденная капитуляция правительства перед восставшим народом. В статье "Первая победа революции" Ленин писал: "Уступка царя действительно величайшая победа революции, но эта победа далеко еще не решает судьбы всего дела свободы" (там же, с. 27). Обращение "К русскому народу" ЦК РСДРП от 18 октября и большевистские листовки призывали массы к продолжению всеобщей забастовки, к подготовке всенародного вооруженного восстания.

Рабочий класс по призыву большевиков явочным порядком осуществлял декларированные М. свободы. Пролетариат завоевал, хотя и на короткое время, невиданную до этого в России свободу печати, собраний, организаций. Подавив Декабрьские вооружённые восстания 1905, правительство попрало свои "конституционные" обещания.

Государственная дума в России (1906-17), представительное законодательное учреждение с ограниченными правами, созданное самодержавием под натиском Революции 1905-07 в России для укрепления союза с буржуазией и перевода страны на рельсы буржуазной монархии при сохранении политического всевластия царизма.

Первая Г. д. (27 апреля - 8 июля 1906; одна сессия). Октябрьская Всероссийская политическая стачка 1905 смела совещательную Булыгинскую думу и заставила Николая II выступить с Манифестом 17 октября 1905, обещавшим "незыблемые основы гражданской свободы" и созыв законодательной Г. д., к выборам которой будут допущены все слои населения. 11 декабря 1905 был издан закон о выборах в Г. д. Сохранив куриальную систему, установленную при выборах в Булыгинскую думу, закон прибавил к ранее существовавшим землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и несколько расширил состав избирателей по городской курии. По рабочей курии к выборам допускались лишь мужчины, занятые на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих. Это и др. ограничения лишили избирательного права около 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщие (исключались женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств), не равные (один выборщик на 2 тыс. населения в землевладельческой курии, на 4 тыс. - в городской, на 30 тыс. - в крестьянской, на 90 тыс. - в рабочей), не прямые (двух-, а для рабочих и крестьян трёх- и четырёхстепенные). Признав за Г. д. законодательные права, царизм стремился всячески ограничить их. Манифестом 20 февраля 1906 высшее законосовещательное учреждение Российской империи Государственный совет (существовал в 1810-1917) был преобразован во вторую законодательную палату с правом вето на решения Г. д.; разъяснялось, что Г. д. не имеет права изменять основные государственные законы. Из ведения Г. д. изымалась значительная часть государственного бюджета. Согласно новой редакции основных государственных законов (23 апреля 1906), император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним министерство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом; мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем лишь формально утверждались Г. д. (ст. 87). Всё это превращало Г. д. фактически в безвластный орган.

Большевистская партия призвала массы к бойкоту Г. д. Однако в условиях начавшегося спада революционного движения бойкот не удался. Выборы в Г. д. проходили в феврале - марте 1906 в обстановке правительственных репрессий. Из 478 депутатов 1-й Г. д. кадетов было 179, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских и др. буржуазно-националистических групп) - 63, октябристов - 16, беспартийных - 105, трудовиков - 97, социал-демократов - 18.

Социал-демократы прошли в Г. д. "непартийным путём"; они были избраны голосами главным образом крестьянских и городских выборщиков; это обусловило преобладание меньшевиков в составе социал-демократических депутатов. Социал-демократы вошли во фракцию трудовиков. Однако в июне, по решению 4-го съезда РСДРП, социал-демократы выделились в самостоятельную фракцию. Председатель Г. д. - кадет С. А. Муромцев.

Центральным вопросом в Г. д. был аграрный. Кадеты надеялись повести за собой крестьянство под флагом "принудительного отчуждения" помещичьей земли. 8 мая они внесли в Г. д. законопроект за подписью 42 депутатов, предлагавший земельное наделение крестьян за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных, кабинетских земель, а также частичного отчуждения помещичьей земли за выкуп "по справедливой оценке". Правительство ещё накануне созыва Г. д. приняло решение распустить её, если будет поставлен вопрос о "принудительном отчуждении". Трудовики выступили 23 мая со своим аграрным законопроектом ("проект 104"), в котором потребовали отчуждения помещичьих и прочих частновладельческих земель, превышавших "трудовую норму", создания "общенародного земельного фондах" и введения уравнительного землепользования по "трудовой норме". Несмотря на колебания трудовиков в вопросе о выкупе и утопичность их рассуждений о "трудовом начале" как базе для развития социализма, это был революционный законопроект, требовавший крутой ломки помещичьего землевладения. 8 июня 1906 33 депутата внесли ещё один проект земельного закона, в основу которого были положены взгляды эсеров. Проект требовал немедленного уничтожения частной собственности на землю, социализации земли и уравнительного землепользования. Г. д. отказалась обсуждать "проект 33". Социал-демократическая фракция голосовала за аграрный проект трудовиков. В то же время фракция, находясь под влиянием меньшевиков, допустила ряд принципиальных ошибок (принятие меньшевистского проекта декларации, признававшего Думу "центром общенародного движения", поддержка кадетского лозунга "ответственного министерства" и т. д.).

В условиях обострения внедумской борьбы классов царское правительство сочло дальнейшее существование Г. д. опасным. 20 июня оно выступило с заявлением, в котором категорически высказалось за неприкосновенность помещичьей собственности на землю, а 9 июля был опубликован царский манифест о роспуске Думы.

Сайт создан в системе uCoz